Уборочные машины для уборки улиц


Коммунальные машины для уборки улиц – Основные средства

Л. Пименова

Именно так считают многие жители Европы, и уборке улиц в странах ЕС уделяется очень большое внимание. Не вызывает удивления у европейцев ежедневная уборка с участием эвакуатора, поднимающего припаркованные машины, мешающие наведению порядка, и компактных, собирающих все нечистоты подметальных и поливомоечных машин. В России рынок коммунальной техники также достаточно уверенно развивается, ежегодно отмечается увеличение доли отечественных производителей на 5–7%. Но надо заметить, что по большому счету мы находимся еще в самом начале пути внедрения автоматизированной уборки наших улиц, несмотря на многолетнее производство коммунальных машин советской индустрией.

У уборочных машин солидная биография

Патент на изобретение первой механической подметально-уборочной машины был зарегистрирован неким Бишопом (C.S Bishop) в США 4 сентября 1849 г. Машина представляла собой прицепную установку, тянуть которую должна была упряжка лошадей. Справедливости ради надо отметить, что не сохранилось свидетельств, чтобы изобретение Бишопа реально использовалось. Однако к концу XIX века в США было запатентовано 315 конструкций устройств по уборке улиц, а установка, предложенная в 1896 г. Чарльзом Б. Бруксом (Charles B. Brooks), уже немного напоминала те механические подметальные машины, которые используются сегодня. Более того, уже в 1868 г. была запатентована уборочная машина, имеющая собственный колесный привод.

С того периода темпы развития уборочной техники в США и Западной Европе только нарастали, несколько замедляясь в годы войн и кризисов. И сегодня мы видим: улицы европейских городов чисты, поскольку многие европейцы считают, что дороги и тротуары – это визитная карточка города. Причем недостаточно аккуратно положить тротуарную плитку и качественно нанести дорожное покрытие – нужна постоянная забота о состоянии дорог, и прежде всего об их чистоте.

Поддержание коммуникаций в образцовой чистоте на расстоянии, порой в несколько десятков километров, задача непростая, и без специальной техники ее практически не выполнишь. Поэтому сегодня названия крупнейших компаний, занимающихся выпуском коммунальной уборочной техники, без услуг которых жизнь в современном мегаполисе невозможна, можно сказать, на слуху даже у обычных горожан. Коммунальные машины таких брендов, как группа компаний Bucher Industries, объединяющая известнейших производителей Bucher Municipal, Beam, Johnston, компании Boschung (Швейцария), Nilfisk (Великобритания), RCM, Сомас (Италия), Нако (Германия), и многих других, можно встретить буквально во всех уголках мира. И Россия не исключение.

Dulevo участвует в поддержании чистоты

Для оценки возможностей современных уборочных машин можно посмотреть на характеристики оборудования одной из крупнейших итальянских компаний по выпуску уборочной техники Dulevo. Машины этой итальянской компании становится обычным явлением на улицах российских городов, и возможно, в том числе и с помощью оборудования Dulevo, произойдут кардинальные изменения в мероприятиях по уборке наших дорог и тротуаров.

За 30 с небольшим лет конструкторами компании разработано более 100 моделей различных уборочных машин, из которых более десятка машин предназначены непосредственно для очистки и подметания городских улиц. Уличные уборщики Dulevo – это тихие, юркие, экологически и технически безопасные машины. Причем принцип работы во всех машинах Dulevo, участвующих в уборке улиц, одинаков. С помощью системы прямого заметания щетки, установленные впереди, сзади и по бокам машины, вращаясь навстречу друг другу, подметают грязь и пыль, направляя ее к соплу, всасывающему нечистоты в бункер для мусора. Боковые щетки могут менять свое положение, угол наклона, и это дает возможность убирать мусор, находящийся возле бордюров, ограждений, зданий. С помощью специального шланга оператор машины может очищать урны, ливневые колодцы. В некоторых моделях предусмотрена регулировка мощности всасывания при работе со шлангом, автоматизированы его подъем и опускание.

Различие моделей заключается в рабочей ширине: если универсальная машина Dulevo 100 Elite EH может за один проход при использовании центральной цилиндрической щетки очистить полосу тротуара шириной в 1 м, а при подключении к уборке боковых щеток осилит ширину в 2 м, то мощная Dulevo 5000 Compatto легко справляется с уборкой полосы в 5 м. Различие в рабочей ширине, естественно, диктует и другие конструктивные различия моделей. Например, вместимость мусоросборного бункера в машинах составляет от 0,4 до 10 000 м3, а производительность находится в диапазоне от 18 до 28 тыс. м2/ч. А вот характеристики модели Dulevo 7000 Vacuum позволяют добиться производительности в 40 тыс. м2/ч. Да, с машиной такой производительности даже самый запыленный городок уже завтра будет выглядеть «посвежевшим» и привлекательным.

Чистый тротуар служит дольше

Одной из актуальных проблем, с которыми приходится сталкиваться работникам коммунальных служб при уборке тротуаров, парковок, городских площадей, является стойкое загрязнение тротуарной плитки. Для того чтобы плитка служила долго, необходимо систематически сметать, а лучше смывать мусор с поверхности плитки, причем очищать тротуарную плитку от грязи нужно даже профилактически, удаляя с поверхности, возможно, неприметную глазу пыль. Проникая постепенно в структуру плитки, грязь ухудшает ее внешний вид. В теплое время года пыль и мусор представляют серьезную угрозу прочности покрытия. К тому же регулярная очистка тротуаров позволяет сохранять не только начальную прочность, но и яркость расцветки.

Некоторые виды плитки предварительно пропитываются специальными составами, заполняющими поры на поверхности, и тогда даже значительные загрязнения удаляются довольно легко. Обычно для этого достаточно произвести очистку уборочной машиной, укомплектованной моющей установкой. Для большего эффекта в воду добавляют немного моющего средства.

Труднее обстоит дело с удалением пятен на плитке, не имеющей специального покрытия, причем больше всего проблем вызывают масляные пятна. Масло не растворимо в воде, быстро проникает в поры плитки, особенно если разливается горячим.

В случае таких загрязнений важен фактор времени: очистку нужно произвести как можно раньше. Добавив в воду реагент, растворяющий нефтепродукты, сильной струей воды вполне возможно очистить загрязненный участок. Водой с добавлением соответствующего моющего средства, подаваемой под давлением, удаляются следы масла и шин на автопарковках. А стойкие следы сажи, копоти смываются раствором разведенного в воде стирального порошка или отбеливателя. Пятна ржавчины, обычные в местах долгого нахождения на плитке металлических предметов, очищаются слабым раствором соляной кислоты.

Безусловно, учитывая, что в Италии клининг находится на высоком уровне развития, компания Dulevo не могла не освоить выпуск машин, обеспечивающих мойку тротуаров. Для мокрой уборки тротуаров и других площадных поверхностей конструкторами Dulevo создано 2 модели, Dulevo 200 Hydro и Dulevo 5000 Hydro. В первой, предназначенной, учитывая высокую маневренность и компактность, для уборки узких улиц, санитарную профилактику и мытье водой, подаваемой с высоким давлением, придомовых территорий, имеются насос высокого давления 6,0 МПа и бак из «нержавейки» на 2300 л. Передняя моечная балка шириной в 1,7 м позволяет промывать до 51 тыс. м2/ч, а в труднодоступных местах использовать моечный пистолет, соединенный с машиной 18-метровым шлангом.

Модель Dulevo 5000 Hydro рассчитана на мытье проспектов, больших промышленных территорий, городских площадей. Моечная балка шириной в 2,8 м струей воды либо моющего раствора под давлением 6 МПа позволяет обеспечить чистоту на площади в 84 м2 всего за час. Для непрерывной работы в моечном режиме в машине предусмотрен резервуар на 5700 л.

Надо сказать, что и во Франции строго придерживаются общеевропейских норм уборки, заключающихся в обязательном автоматизированном и ручном мытье тротуаров, бордюров, городских дорог. Выпуск коммунальной техники находится во Франции на очень высоком уровне. В сегменте моющей техники наибольшую известность получили уборочные вакуумные машины компании Mathieu, входящей в крупнейшую промышленную группу Франции FAYAT.

Работа будет сделана и уже делается

Кроме стационарных надстроек все чаще стало применяться быстросменное коммунальное оборудование для уборки городов. Погода так часто меняется, что в один день может быть и зима и лето. Быстрое реагирование на погодные условия и оперативность очень важны для городских служб. Поэтому все чаще мы видим на улицах автомобили мультилифты, оборудованные крюковыми погрузчиками KROMANN, которые оперативно меняют сменные навески для зимней и летней уборки дорог: пескоразбрасыватели, поливомоечное оборудование, вакуумные, илососные цистерны для откачки колодцев и прочистки стоков. Зимой мультилифты с большими открытыми кузовами применяются для вывоза снега из закрытых дворов и площадок, где они заполняются маленькими погрузчиками. Снегоплавильные печи так же оборудуются специальными «лыжами», петлей под крюк и оперативно перемещатюся при помощи мультилифта. Компания «Грузавтомаркет», дистрибьютор крюковых погрузчиков KROMANN предлагает для городских коммунальных служб широкую линейку мультилифтов. Здесь и компактные машины для узких дворов и улиц с крюками S5S и MS7S грузоподъемностью 5–7 т, и тяжелые мультилифты 6х4 с крюками M14S, ML16S, L22S грузоподъемностью от 14 до 22 т для работы на магистральных дорогах. Там, где не надо поднимать кузов с земли и разгружать в самосвальном режиме KROMANN предлагает оригинальное решение – недорогую и надежную систему быстрой смены надстроек. Надстройка хранится на площадке на 4-х съемных ножках-опорах. Для замены надстройки машина подъезжает под надстройку. При помощи вертикальных цилиндров сменная надстройка приподнимается или опускается над рамой шасси, а движением горизонтального цилиндра защелкивается и надежно фиксируется на специальных замках. Такая система увеличивает высоту шасси всего на 80 мм, мало весит и позволяет производить смену надстройки за несколько минут.

Машины для «мокрой» очистки тротуарной плитки нашими производителям практически не производятся. Чуть ли не единственный пример – «Липецкий завод малых коммунальных машин», выпускающий многофункциональную машину МКМ-1904 «Чистик». Машина предназначена для круглогодичного выполнения работ по очистке тротуаров, парков, проезжей части и внутридомовых территорий. Компактная машина может развернуться с радиусом в 3,2 м, предусматривается работа машины со средней щеткой, а также одновременное использование сразу трех видов оборудования, причем весь монтаж либо демонтаж навесных агрегатов занимает 15 мин. без привлечения каких-либо подъемных механизмов. Машина очень функцио­нальна, производитель даже на своем сайте проводит сравнение характеристик МКМ-1904 с очень популярной в Европе коммунальной машиной Multicar Tremo, разработанной компанией Hako. И практически по всем характеристикам наш «Чистик» не отстает от немецкой машины, а иногда и превосходит ее. Так, если Тremo может мыть в движении участок тротуара или дороги шириной в 2,5 м, то липецкая машина может промывать полосу от 2 до 4 м. К тому же «Чистик» комплектуется приспособлением бокового смыва, инструментом для промывки систем бытового отопления, в немецких же машинах такого не предусмотрено.

Наши предприятия сегодня могут похвастаться своими разработками различных навесных устройств и агрегатов коммунальной направленности, но поливомоечных установок, к сожалению, практически не производят.

Так, «Муромский ремонтно-механический завод» выпускает значительный ассортимент современного навесного оборудования, часть которого монтируется на мини-погрузчики. В частности, предприятие тесно сотрудничает с «Ковровским электромеханическим заводом», производящим обширную линейку мини-погрузчиков Ant.

МРМЗ предлагает навесные разбрасыватели противогололедных материалов, роторные снегоуборочные агрегаты, траншеекопатели, ковши и поворотные отвалы с металлическими и резиновыми ножами. Есть среди разработок МРМЗ и дорожные щетки с системой орошения. С помощью такой щетки Ø0,55 м не составит труда убрать тротуары и дороги от мусора, снега, пыли со скоростью до 8 км/ч, обрабатывая за проход ширину в 1,8 м. Причем щетка может поворачиваться на ±30° с помощью гидравлики или вручную, а для работы системы орошения на корпусе изделия установлен резервуар объемом в 200 л.

Еще одну группу навесных агрегатов, бульдозерные и скоростные отвалы, в том числе и полноповоротный тракторный отвал, щеточное оборудование серии МРМЗ, завод разработал для эксплуатации совместно с грузовыми и тракторными шасси.

К числу предприятий, освоивших серийный выпуск качественных навесных агрегатов, относится ростовское предприятие АО «Клевер». Компания производит спектр оригинальных навесок, востребованных в разные периоды года. В зимний период шнекороторный снегоочиститель Snegir легко монтируется на трактора тяговых классов 0,9–1,4, например, МТЗ 80/82, и эффективно очищает слежавшийся и свежевыпавший снег. Может использоваться на городских площадях и автодорогах, будет полезен при прокладывании дороги по снежной целине. На предприятии также создали модификацию снего­очистителя с гидроприводом Snegir 2100G, рассчитанного на работу с минипогрузчиками типа Bobсat.

Благодаря небольшим габаритам для расчистки проезжей части и уборки от снега тротуаров в населенных пунктах может использоваться навесной снегоуборочный коммунальный плужный отвал ОКС 2500, который агрегатируется с трактором с помощью передней навески. Ширина захвата снежной массы при работе отвала составляет 2,5 м, угол поворота плуга 35°. Обе машины – ОКС 2500 и Snegir – можно использовать одновременно. При этом устройства транспортируются в навешенном состоянии приподнятыми над землей.

Для обслуживания дорог в весенне-летний период специалисты завода предлагают дорожную косилку Cheege184, не имеющую сегодня аналогов в стране. Возможности косилки позволяют производить скашивание разросшейся травы и удалять ветки кустарника толщиной до 35 мм. Защитные механизмы предохраняют ножи косилки от поломок, а кинематика машины дает возможность эффективно косить траву на склонах до -45°, работать на участках со сложным рельефом, используя возможность копирования поверхности.

Часть навесок имеет «круглогодичную» востребованность: предприятие производит серию навесных погрузчиков, это фронтальные ПФН-3000 и Fenix 800, а также мощный Fenix  Max 1600, с ковшом вместимостью 1 м3 и агрегатирующийся с МТЗ-80. Для фермерских хозяйств и коммунальных служб предлагается навесной шнековый бур БШ-6/9/12, а для установки столбов разработаны столбоставы: прицепной CП-320 и навесной СН-140.

Компания ISP GROUP предлагает высококачественную уборочную технику известных во всем мире производителей.

Уборочные машины RAVO 5-Series предлагают в трех модификациях. Это модель ST с самосвальным механизмом выгрузки бункера для смета объемом 5 м3, модель STH, отличающаяся от ST увеличенным до 5,5 м3 объемом бункера, и модификация CD с объемом бункера 5,3 м3, в которой выгрузка осуществляется выталкивающей плитой. Техника Ravo сочетает в себе функцио­нальность и универсальность, возможность выполнения требований конкретного потребителя. Например, в Ravo 5-Series используются съемные мусоро­сборники, и вместо бака для смета владелец легко может установить самосвальный кузов, который поставляется отдельной опцией. Тогда машина превращается в полноценный самосвал. Причем разработаны модели как обычной, так и повышенной грузоподъемности.

Характерным качеством, отличающим Ravo от других производителей, является экономичность. Например вода, идущая на распыление и смачивание обрабатываемого мусора, благодаря системе фильтрации и отжима практически циркулирует, оставаясь постоянно в системе пылеподавления.

ISP GROUP также сотрудничает с французским производителем техники компанией MATHIEU. Компактные коммунальные уборочные машины MATHIEU AZURA FLEX – результат 18 лет экспериментов и поиска оптимальных решений для нужд коммунальных служб. В отличие от большинства традиционных уборочных машин в моделях MATHIEU AZURA FLEX используются пять навесных приспособлений. Машина может оперативно переключаться на разные режимы работы: подметание и всасывание мусора при уборке тесных городских улиц, мытье моечной установкой высокого давления дорожных сооружений, удаление сорных растений, распределение противогололедных материалов, уборка снега фронтальной щеткой или отвалом.

Кабина машины оснащена всем необходимым для комфортной работы оператора: звукоизолирующая обивка, сиденье оператора с высокой спинкой и регулируемым подлокотником, сиденье пассажира, скорость вращения и усилие прижатия щеток к поверхности регулируются из кабины, рулевое управление имеет режимы на 2 и 4 колеса.

  • специальное летнее оборудование, состоящее из трех щеток, совмещенных с системой сбора жидкостей, обеспечивает качественную очистку любой пористой или гладкой дорожной поверхности (каменная брусчатка, мрамор, природный камень и пр.);
  • прочная и эффективная третья щетка, позволяющая увеличить ширину уборки, одновременно является отличным инструментом для механического удаления сорной травы и повышения скорости очистки сильно загрязненных участков, недоступных для двухщеточных систем;
  • поливочный комплект, состоящий из насоса высокого давления, съемной передней поливальной рейки, шланга на инерционной катушке и водяного пистолета для ручной мойки труднодоступных мест.

У многофункциональных машин AUSA М 350 с вакуумно-подметальным оборудованием (полная масса 6000 кг, грузоподъемность 3500 кг, мощность двигателя 75 кВт, ширина подметания до 2600 мм) емкость бункера 3,5 м3 (разгрузка бункера самосвальным способом с выдвижением назад), всасывающий поток турбины – 13 000  м3/ч, установлены 2 торцевые щетки диаметром 800 мм и водяной бак на 500 л. Ручной всасывающий шланг длиной 5 м предназначен для уборки грязи и мусора из урн, канав и других труднодоступных мест.

Имеется мойка высокого давления (210 бар) с водяным пистолетом и рукавом 10 м. Емкость цистерны поливомоечного оборудования составляет 2000 л.

В зимнее время устанавливаются шнекороторный снегоочиститель с дальностью отбрасывания 30 м и передняя снегоуборочная щетка шириной 2000 мм.

Водителю обеспечиваются комфортные условия для работы. В двухместной кабине есть системы отопления и вентиляции. Рулевое управление с гидроусилителем. Трансмиссия двухступенчатая, гидростатическая.

К сожалению, наши городские тротуары до самого недавнего времени вообще не рассматривались муниципальными службами как объекты промышленной уборки. Отсюда, видимо, и отсутствие коммунальных компактных машин отечественного производства для их очистки. А ведь они так нужны нашим городам! Конечно, можно рассчитывать на импорт, но в Липецке создали «Чистик»  – эта машина успешно трудится на «уборочной» ниве, и не только, а стоимости Multicar Tremo от компании Hako, прямого аналога МКМ-1904, вполне хватит на покупку нескольких «Чистиков».

os1.ru

Особенности подметально-уборочных машин

Одной из главных задач коммунальных и дорожных служб является уборка автомобильных дорог и тротуаров. И если в старые времена наведением чистоты и порядка на улицах занималась многочисленная армия дворников, то со временем процесс уборки механизировался. На смену людям пришли подметально-уборочные машины.

С появлением автомобильных дорог вопрос их очистки встал довольно остро. Это обусловлено тем, что передвижение по неочищенному полотну во время дождя или снегопада представляет немалую опасность. В связи с этим каждую ночь на улицы выходит специальная техника, предназначенная для уборки песка, грязи, твёрдого мусора и снега. Прохождение подметально-уборочных машин способствует повышению коэффициента сцепления колёс с дорогой на 15%, что, в свою очередь, заметно снижает энергопотери двигателя, затрачиваемые им на пробуксовку колеса.

Помимо автомобильных магистралей, подметально-уборочные машины широко применяются для расчистки взлётно-посадочных полос, уборки скверов, площадей, тротуаров, дворов, железнодорожных вокзалов, автостанций, спортивных площадок и музейных комплексов. Кроме того, такая техника незаменима при уборке обширных заводских территорий и промышленных зон.

Второй важной функцией ПУМ является улучшение качества воздуха. Дело в том, что до 40% загрязнений дорожного полотна составляют мелкодисперсные частицы, поднимающиеся в воздух и висящие в нём на высоте полутора — двух метров. Ввиду низкой скорости их оседания и высокой интенсивности транспортного потока над неубранной дорогой образуется стойкая пелена, состоящая из пыли и выхлопных газов. При несвоевременной уборке дорог грязное облако будет находиться над полотном постоянно.

В результате этого санитарно-гигиенические нормы, регламентирующие присутствие в воздухе вредных примесей, будут серьёзно нарушены. Своевременная уборка улиц при помощи ПУМ не допускает превышения концентрации пылевых частиц, что приводит к общему оздоровлению экологической обстановки.

Подметально-уборочные машины представляют собой самостоятельные механизмы, оснащённые вращающимися щётками, имеющими цилиндрическое или коническое исполнение. На каждом устройстве установлены гидравлический либо пневматический обеспыливатель и приспособление для подачи собранного мусора в специальный бак. Некоторые модели ПУМ оборудованы широким раструбом для помещения туда мусора, собранного вручную. Это позволяет оператору производить качественную уборку в недоступных для машин местах.

На зарубежные модели часто производят установку фронтального моечного аппарата, который размещается на переднем бампере. Она представляет собой моющие гребёнки и щётки, закреплённые на поворотной консоли. Отечественные агрегаты, выполненные на базе ЗИЛ и МАЗ, часто оснащаются дополнительными моющими пистолетами и шлангами. Также все современные модели оборудованы встроенной системой очистки отработанных воздушных масс, а некоторые и вовсе оснащены функцией регенерирования жидкостей.

Несмотря на то что устройство и комплектация разных моделей заметно отличаются, принцип действия у них очень похож. Так, при движении агрегата лотковые щётки метут песок с мусором к центральной щётке, именуемой подборщиком. Она подаёт сор к всасывающему патрубку, через который тот продвигается по системе трубопровода и поступает в специальную ёмкость – герметичный мусорный бак, расположенный у большинства моделей в задней части корпуса. Всасывание мусора в трубу происходит не только механическим способом, но и вакуумным, при котором для образования разряжённого воздуха используются насос и вентилятор.

В более устаревших отечественных образцах процесса всасывания не происходит. В них мусор подаётся двумя лотковыми щётками к центральной, которая заметает его на транспортёр, имеющий механическое либо пневматическое исполнение. Далее по транспортёрной ленте мусор движется к приёмному контейнеру и ссыпается в него.

Классификация подметально-уборочных машин происходит по функциональности агрегатов. По данному критерию выделяют три вида оборудования.

Такие модели предназначены лишь для перемещения сметённого мусора ближе к обочине или кромке дорожного полотна. Эти агрегаты оснащены цилиндрической щёткой, установленной под определённым углом относительно центральной продольной оси агрегата. Щётка может располагаться впереди, посредине либо сзади автомобиля, причём принципиальной разницы, влияющей на качество уборки, в её расположении нет. Используются такие машины по большей части на загородных шоссе, внутридворовых территориях и в качестве снегоуборщиков.

Такие машины оснащены лемех-отвалом, установленным на шасси, сгребающим механический мусор крупного и среднего размера к обочинам. Агрегат не имеет щёток, поэтому в качестве уборщика песка и пыли использоваться не может. Такие машины часто задействуют в качестве снегоуборочной техники либо при сгребании к обочинам опавшей и намокшей листвы.

Эти механизмы являются многофункциональными устройствами, которые способны осуществлять подметание и уборку мусора, а также его удаление с дорожного полотна. Данные агрегаты классифицируются по двум признаками: по способу удаления мусора и по методу разгрузки. По первому критерию устройства подразделяются на две категории.

Такие модели оснащены вакуумными подборщиками и пневматической системой транспортировки сметённого мусора в бак. Агрегаты способны работать на больших скоростях и отличаются высокой производительностью. Это обусловлено тем, что от скорости взаимодействия щёток с дорогой они не зависят, а действуют как пылесос. Единственным недостатком вакуумно-уборочных моделей является большая энегроёмкость процесса, что, впрочем, является минусом всех вакуумных устройств.

К этой же категории можно отнести и вакуумно-подметальные агрегаты, в которых подметальные щётки используются в сочетании с вакуумным подборщиком. Такие машины имеют очень высокое качество очистки, обусловленное эффективной подачей мусора к всасывающему устройству, осуществляемой посредством щёток. Кроме того, модели с вакуумным забором мусора часто бывают оснащены дополнительным соплом, предназначенным для всасывания сора из лотков, желобов и из-под бордюров.

Они осуществляют загрузку смёта в контейнер при помощи ленточного либо цепочно-скребкового транспортёра. Некоторые модели оборудованы одноступенчатой системой транспортировки, при которой мусор подаётся в бак методом обратного забора непосредственно с ворса щёток. Такие агрегаты обычно имеют не очень вместительный бункер (ёмкостью до одного кубометра) и подвержены быстрому износу щёточного ворса. Также механический забор мусора может осуществляться с помощью лопастного метателя и ленточной щётки. Впрочем, последний метод отличается низкой надёжностью и используется не так часто. Преимуществом агрегатов с механической подачей мусора является высокое качество уборки и более простое, в сравнении с вакуумными моделями, устройство.

Вторым признаком, по которому классифицируются ПУМы, является способ их разгрузки. По данному критерию выделяют три категории устройств.

  • К первой относятся машины, у которых разгрузка происходит гравитационным способом, то есть когда мусор высыпается из контейнера под воздействием собственного веса и силы тяжести. Для этого достаточно открыть специальный люк или задвижки.
  • Вторая категория устройств представлена машинами с самосвальным типом разгрузки, при котором бак наклоняется набок и вываливает своё содержимое наружу.
  • К третьей категории относятся модели с принудительной системой разгрузки, при которой мусор выдавливается из бака специальной заслонкой, работающей от механического либо гидравлического привода.

Современный рынок уборочной техники представлен большим количеством как российских моделей, так и зарубежных образцов. Отечественные предприятия специализируются на выпуске агрегатов, устанавливаемых на шасси грузовиков, тракторов и легковых автомобилей. Все ПУМы производства России выпускаются строго в соответствии с ГОСТ, отличаются надёжностью и долгим сроком службы. Недостатком отечественных моделей считают низкую энергоэффективность, чего не скажешь о зарубежных образцах.

В связи с этим в последнее время стали популярны совместные агрегаты, собранные на базе российских шасси, но с использованием зарубежного уборочного оборудования. Такие модели вобрали в себя самые лучшие эксплуатационные свойства российской и импортной техники.

Ниже представлен ряд машин, которые упоминаются на профессиональных форумах чаще других, а следовательно, пользуются повышенным спросом.

Компактная мини-модель представляет собой подметальную комбимашину. Она предназначена для уборки территории от снежных сугробов, опавшей листвы, мусора и грязи. Агрегат укомплектован щётками для подметания шириной до 80 см и ножом-отвалом для уборки снега, имеющим такие же размеры. Замена навесного оборудования производится согласно инструкции и не вызывает затруднений. Помимо наведения порядка, агрегат может выполнять целый ряд агротехнических функций, таких как обработка и рыхление почвы, удаление сорняков и кошение травы. Вес комбимашины составляет всего 53 кг.

Эта ПУМ предназначена для удаления и сбора загрязнений. Она оснащена системой увлажнения и боковой щёткой для выметания мусора из-под бордюров. Агрегат может использоваться в качестве снегоуборочной техники, закрепляется на тягач трёхточечной системой навески. Благодаря наличию переставного дышла устройство может навешиваться как на переднюю, так и на заднюю часть. Машина оснащена дисковой щёткой, гидроприводом, имеет мусорный бак. Разгрузка происходит методом опрокидывания ёмкости при помощи гидравлики. Вес модели составляет 400 кг, рекомендуемая скорость – 6 км/ч.

Подметально-уборочный агрегат «Чистодор» представлен в виде элеваторной машины с механическим подбором мусора и последующей его отгрузкой в кузов грузовика. Агрегат используется для уборки больших общественных пространств, автобанов и взлётно-посадочных полос. Он способен на непрерывную многочасовую работу. Оптимальная скорость устройства – 25 км/ч, производительность за смену составляет 180 000 кубометров мусора. Вес агрегата – 3850 кг, ширина захвата – более трёх метров.

Шведские модели компании Broddway являются одними из лучших образцов подметально-уборочного оборудования. Агрегаты совместимы практически со всеми российскими грузовиками и тракторами, могут убирать до 1,2 т мусора за минуту. Ширина захвата составляет 1,7-3 м, оптимальная скорость – 20 км/ч.

Прицепная модель «Пума» предназначена для работы с трактором МТЗ 80 (82). Она способна собрать 38 700 кубометров мусора за час. Ширина захвата щёток равна 2,5 м, ёмкость мусорного бака составляет 1,8 м3. Агрегат пользуется высоким спросом, часто приобретается дорожными и коммунальными службами. Выпускают модель на Кемеровском опытном ремонтно-механическом заводе.

Еще больше о работе различных подметально-уборочных машин вы можете узнать в следующем видео.

stroy-podskazka.ru

Обзор российского рынка машин для уборки дорог и улиц

 

Рост продаж уборочной техники в мире объясняется все более ужесточающейся борьбой за охрану окружающей среды. Для профессиональной уборки улиц современного города уборочная коммунальная техника, сама оказывающая минимальное вредное воздействие на природу, сегодня становится необходимостью. 

У КДМ отпусков не бывает

Популярность у наших коммунальных служб комбинированных дорожных машин (КДМ) вполне понятна: с их помощью можно гарантированно рассчитывать на поддержание в чистоте городских дорог с асфальтированным и бетонным покрытием в течение всего года. В теплое время года щеточное оборудование успешно сметает мусор с проезжей части в мусоросборный бункер машины, а при наличии поливомоечного оборудования еще и производится мойка прилотковых полос, мытье и поливка дорожных покрытий с целью обеспыливания. КДМ даже используют в засуху для полива зеленых насаждений.

Кемеровский опытный ремонтно-механический завод – крупнейший в Сибири производитель коммунально-дорожной техники. Предприятие известно своими разработками в области новых моделей дорожных и коммунальных машин, а также навесного оборудования к автотракторной технике. Специалисты предприятия спроектировали и освоили выпуск пяти моделей универсальных дорожных машин серии ДМК на базе шасси КамАЗ, эффективно справляющихся как с мероприятиями по зимнему содержанию дорог, так и с уборкой в теплое время городских проспектов и скверов.

Машины КОРМЗ рассчитаны на мойку, подметание и обес­пыливание дорог, очистку щеточным оборудованием барьеров, мытье дорожных знаков и ограждений, автобусных остановок и т. п. объектов. Мощные машины КОРМЗ способны производить струйную очистку лотков и водопропускных труб и даже планировать навесными отвалами щебень или гравий на небольших площадях при восстановлении профиля дорожного покрытия, например, после ремонтных работ.

Более десятка моделей КДМ серийно производит ОАО «Арзамасский завод комунального машиностроения». Машины предназначены для выполнения уборочных работ в течение всего года при температурах от –20 до +40 °С. Базовыми шасси служат КамАЗ-6520, МАЗ-650185 и их модификации. Машины оснащаются в зависимости от требований заказчика и модели КДМ фронтальными, задними, межбазовыми щетками, а также щетками для мойки барьерных ограждений. За один проход очищается полоса проезжей части шириной в 2,4 м, причем скорость вращения щетки регулируется оператором машины из кабины.

Поливомоечное оборудование предлагается в двух вариантах. В первом случае система комплектуется насосом низкого давления, и тогда оператор может смачивать дорожную поверхность и предотвращать повышенное пылеобразование. Во втором варианте монтируется насос высокого давления, и в этом случае специальная моющая рейка, к которой подводится под давлением раствор моющих средств или вода, обрабатывает полосу дорожной поверхности шириной до 3,5 м, а также очищает от грязи бордюры, барьеры и другие дорожные атрибуты на высоту до 0,8 м.

Широчайший выбор КДМ предлагается одним из лидеров отечественного коммунального машиностроения – компанией «Меркатор-Холдинг». Это передовое предприятие базирует производимые КДМ в основном, на шасси ведущих зарубежных производителей – Mercedes-Benz, Volvo, Scania. Одной из последних разработок стало создание компактной КДМ на базе бортового автомобиля Mitsubishi Fuso (4x2). Новая маневренная модель отлично себя зарекомендовала при уборке территорий в условиях тесноты. Используются и отечественные шасси, в частности КамАЗ, но в «Меркаторе» все же отдают предпочтение более надежной и экономичной продукции, хотя и более дорогой.

В гидросистеме коммунальных машин также широко используются импортные компоненты – продукция компаний Danfoss, Parker и др. Применение высокопроизводительных и сверхнадежных гидрокомпонентов заметно повышает привлекательность машин в целом.

Для летнего содержания дорог КДМ от «Меркатора» комплектуют различным оборудованием по согласованию с заказчиком. Предлагается подметальная межосевая щетка ОМП-253 с системой копирования дорожного полотна. Такая щетка одинаково эффективна как на дороге с качественным покрытием, так и там, где дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Кроме того, при использовании системы копирования ворс щетки медленнее изнашивается, а ее кинематика реже выходит из строя. Для сметания загрязнений с дорожного полотна с рабочей скоростью до 40 км/ч в «Меркаторе» предлагают монтаж полипропиленовой фронтальной щетки ОПФ-330 с механизмом поворота. Щетка ∅750 мм обеспечивает рабочую ширину очистки в 2,65 м. Для качественного сметания мусора подвеска щетки снабжена системой регулировки усилия прижима к дорожному покрытию, управление осуществляется из кабины водителя.

Для мойки барьерных заграждений вдоль дорог конструкторы «Меркатора» разработали вертикальные щетки ОМБ-1 ∅800 мм с ворсом из жесткого полипропилена. Вращаясь со скоростью до 700 об/мин, щетки очищают поверхность горизонтальных барьерных полос на вылете до 2,3 м от оси машины и на высоте 0,15–1,7 м. Щетка крепится на электрогидравлически управляемой стреле с параллелограммным механизмом, причем имеется система гидравлического компенсирования. Такое конструкторское решение позволяет щетке при очистке полностью копировать рельеф обрабатываемой поверхности. Подметание и прочие виды уборки в машинах «Меркатора» сочетаются с работой системы увлажнения. Моющая головка щетки, к которой вода подается под давлением 45 бар, приводится во вращение мощным гидромотором.

Кроме того, специалисты «Меркатора» по согласованию с заказчиком могут комплектовать КДМ поливомоечной системой, предназначенной для мытья дорожного полотна. Насос фронтальной мойки мод. МФ-300 обеспечивает давление в системе до 20 бар и расход до 300 л/мин, а мойка мод. МФ-110 отличается низким расходом и высоким давлением воды, которое достигает 60 бар, при этом расход воды составляет 120 л/мин.

Хорошим качеством отличаются КДМ еще одного крупного производителя – компании ЗАО «Коминвест-АКМТ». Предприятие осуществляет сборку на собственной производственной базе комбинированных машин по ТЗ, согласованному с заказчиком. В «Коминвест-АКМТ» создают КДМ на любых автомобильных грузовых шасси – МАЗ, КамАЗ, «Урал», Volvo, Mercedes, MAN, DAF и др.

В 2015 г. предприятие освоило выпуск трех моделей МКДУ на шасси КамАЗ-65115, -6520 и -53605, в которых впервые используется двигатель, работающий на газомоторном топливе. Эти автомобили отличает низкий уровень шума, значительно сниженный уровень вредных выбросов.

Специалисты «Коминвест-АКМТ» также предлагают услуги по переоборудованию б/у автомобилей, поставленных на учет в органах ГИБДД, в комбинированные дорожные машины МКДУ. Для летнего обслуживания дорог машины комплектуются передними поворотными щетками, центральными и задними навесными щетками, а также щетками для мойки ограждений, разработанными на Тосненском механическом заводе.

Надо отметить, что ТоМеЗ выпускает большой ассортимент поливомоечных систем (ПМС), предназначенных для монтажа на КДМ. Модели ПМС предназначены для мойки дорог с твердым покрытием и отличаются объ­емом системы, количеством и материалом емкостей для моющей жидкости, шириной полива, давлением в системе и производительностью насосов. Отдельные виды ПМС устанавливаются на специальные рамы, предназначенные для работы с крюковым гидрофицированным захватом, еще называемым мультилифтом. Разработаны также ПМС прицепного типа, в которых пластиковая емкость для полива или мойки дорог, дорожных ограждений и знаков дорожного движения является сменной. Управление действиями ПМС водитель осуществляет из кабины с помощью выносного пульта.

Для клиентов, нуждающихся в очень производительной и надежной технике, «Коминвест» предлагает поливомоечную машину Leistikow ABG 203 S на базе MB Unimog U400. Супернадежная машина с помощью гидравлически регулируемой рейки с 12 форсунками качественно вымывает за один проход полосу дорожного покрытия шириной в 2,5 м струей воды, подаваемой под давлением в 50 бар с производительностью 150 л/мин. Для питания системы в автомобиле установлена емкость на 5000 л, а для наведения порядка в труднодоступных местах имеется пистолет, соединяемый с системой 20-метровым шлангом.

По согласованию с заказчиком в компании «Коминвест» устанавливают на все коммунальные машины бортовые блоки ГЛОНАСС. Использование системы спутникового позицио­нирования позволяет оптимизировать расходы автотранспортных предприятий.

Ряжский авторемонтный завод освоил выпуск около двух десятков различных моделей комбинированных дорожных машин серии МКДС на базе колесных шасси и самосвалов КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ. В четырех моделях КДМ используются системы крюковых погрузчиков. В целом же машины РАРЗ в летний период занимаются мойкой дорожных покрытий и дорожных знаков, очищают от накопившейся пыли и грязи шумовые экраны и стены тоннелей, используя оригинальную ПМС мод. ОНМ-8.

Кроме мытья асфальта и бетона КДМ из Ряжска качественно сметают мусор с помощью быстро вращающихся щеток и механизма стабилизации колебаний. Гидропривод щеток, используемый в машинах РАРЗ, в 1,5 раза снижает затраты мощности по сравнению с мощностью, необходимой при механическом приводе щетки. 

Вакуумная техника – это перспективно

Еще лет 15 назад вакуумные уборочные машины в России практически не производились, и в этом секторе коммунальной техники очень комфортно себя чувствовали европейские поставщики. Но сегодня картина кардинально изменилась. В числе первых предприятий, освоивших выпуск машин «вакуумного» направления, Машиностроительный завод им. Калинина из Екатеринбурга. Уже более десяти лет предприятие разрабатывает отечественные вакуумные уборочные машины, последним достижением является создание мод. МК-1500М2.

Подметальная система машины состоит из двух базовых лотковых щеток, но предусматривается установка третьей щетки-манипулятора, благодаря которой рабочую ширину машины можно увеличить с 2 до 2,6 м, а кроме того, щетка-манипулятор позволяет вести очистку на высоте до 0,6 м. Повышению качества уборки способствует применение в машине поливомоечного оборудования, с помощью которого в рабочую зону щеток и всасывающего патрубка подается вода. Для работы без перерывов на «заправку» водой в конструкции МК-1500М2 имеются баки вместимостью 1,5 м3.

Вакуумную систему, разработанную совместно с инженерами чешской компании Kobit S.p.o., можно назвать уникальной – она обеспечивает производительность 13 600 м3/ч, при этом работает тихо, экономично. Мощности вакуума достаточно для подключения специального выносного подборщика, позволяющего очищать поверхность в самых труднодоступных местах и даже удалять мусор из урн. Выгрузка 2-кубового мусоросборного бункера производится самосвальным способом, для аварийных ситуаций предусмотрен ручной подъем бункера на угол опрокидывания в 110°.

Несмотря на популярность мод. МК-1500М2, заводчане уже работают над ее модернизацией. В частности, планируется изменить конструкцию и сделать оба моста ведущими и управляемыми, повысив, таким образом, проходимость и маневренность компактной машины. Использование двигателя, работающего на газомоторном топливе, также, по мнению руководства ПАО МЗИК, только увеличит круг потенциальных покупателей МК-1500М2.

Впечатляющий ассортимент подметально-вакуумных машин предлагает покупателям уже упоминавшаяся компания «Меркатор-Холдинг». Вакуумное оборудование поставляет немецкая компания Bucher Municipal, подразделение одного из крупнейших индустриальных концернов Швейцарии Bucher Industries AG. Предприятие Bucher Municipal относится к наиболее заметным в Европе производителям коммунальной техники. Вакуумное оборудование Bucher отличается надежностью, эффективностью очистки, простотой эксплуатации, экологичностью. Вакуумные системы Bucher устойчиво работают при любых погодных условиях, что особенно ценно в российском климате.

Инженеры «Меркатор-Холдинга» также устанавливают вакуумное оборудование американской компании Tymco, более 40 лет занимающейся производством коммунально-уборочной техники. Причем Tymco одна из первых в США освоила производство вакуумных установок для подметальных машин.

Вакуумное оборудование специалисты «Меркатора» монтируют на импортные шасси – Volvo FL, MAN, Iveco Eurocargo, Fuso, часть «уборщиков» ставят на шасси КамАЗ-43252, -53605. Для автономного привода навесного оборудования, используемого в вакуумных машинах «Меркатора», используются надежные двигатели John Deere. Скорость уборки достигает 12 км/ч, а ширина обрабатываемой полосы находится в диапазоне от 2,1 м (мод. ЭД-100В на базе Fuso 4x2) до 3,7 м в большинстве других вакуумных моделей «Меркатор-Холдинга».

Для городских ограниченных площадей компания разработала серию ВКМ из трех моделей компактных вакуумных машин. Подметание осуществляется двумя тарельчатыми щетками, а при добавлении по желанию заказчика третьей щетки появляется возможность подметания в труднодоступных местах: под скамейками, припаркованными автомобилями, также увеличивается ширина подметания, исчезают «мертвые зоны», возникающие при повороте машины. Шарнирно-сочлененная рама упрощает маневрирование, давая возможность двигаться «колея-в-колею», и минимизирует радиус разворота. Машины оснащаются системой смачивания, в которой действует давление в 20 бар. Однако, если заказчику требуется машина, способная мыть тротуары и стоянки машин, то производитель предлагает монтаж высоконапорных моек. Для более тщательной уборки предлагается установка дополнительного всасывающего рукава. Удобства в работе оператора добавляет камера заднего вида, а также централизованная система смазки.

Руководство ЗАО «Комин­вест-АКМТ», безусловно, не осталось в стороне от такого перспективного направления, как выпуск подметально-уборочных ваку­умных машин. Предприятие имеет давние патрнерские отношения с компанией Johnston и в рамках сотрудничества прямо с завода компании в английском Доркинге получает вакуумное оборудование и комплектующие. В цехах «Коминвест» работа кипит: производится доработка шасси, выбранного или поставленного заказчиком, монтируется навесное вакуумно-уборочное оборудование, осуществляется наладка систем управления его механизмами. Каждая собранная машина проходит тестирование узлов и агрегатов, элементы электрогидравлического и электропневматического управления проходят обязательную проверку электрических цепей и качества соединений. Только пройдя приемо-сдаточные испытания, продукция «Коминвест» поступает на склад готовой продукции.

В области выпуска вакуумных подметально-уборочных машин значительных результатов достигло и предприятие «ТверьКоммаш». Разработано девять моделей специализированных машин, а также две модели прицепных вакуумных установок, не имеющих собственного двигателя, а использующих в качестве привода ВОМ любого трактора мощностью свыше 45 кВт.

Используя шасси КамАЗ, совместно с инженерами турецкой компании Erdemli Makina, имеющей за плечами почти 40-летний опыт создания вакуумных подметально-уборочных машин, специалисты «ТверьКоммаша» предлагают заказчикам комплектацию машин в соответствии со всеми их пожеланиями. В частности, предлагается установка бункеров-мусоросборников и резервуаров для воды различной вместимости, подметальная система может комплектоваться как одной, так и двумя лотковыми щетками, всасывающие шахты используются различной ширины, по желанию заказчика устанавливаются задние всасывающие системы, позволяющие собирать мусор из колодцев, ям и мусорных баков. Заказчик может выбрать материал бункера – нержавеющую или обычную сталь, и даже заказать цвет, в который бункер должен быть окрашен.

Кроме того, предлагается дополнительное оснащение машины моющими рейками, передними и боковыми, специальным высоконапорным пистолетом, позволяющим «добраться» в самые закрытые участки и смыть пыль и грязь, возможна установка магнитной плиты, которая отделяет металлические предметы от мусорной массы. Предлагается также специальное устройство, дающее возможность уборки рельсового полотна, что актуально для городов с обширной системой трамвайных маршрутов.

ОАО «Мценский завод «Коммаш» в сотрудничестве с немецкой компанией Brock предлагает покупателям четыре модели подметально-уборочных вакуумных машин серии КО на шасси МАЗ и КамАЗ. Машины, оснащенные вакуумной установкой Brock SL 200, кстати очень популярной в Европе, успешно используются для механизированной уборки проезжей части магистральных дорог, улиц и площадей с асфальтовым или цементобетонным покрытием. Технология уборки предполагает увлажнение подметаемой поверхности и поглощение пыли, а также транспортировку собранного мусора в бункере-мусоросборнике и механизированную разгрузку в установленных местах.

Надо отметить, что машины из Мценска работают с низким уровнем шума благодаря применению вентилятора с шумоглушителем. Детали, подверженные воздействию коррозии, изготавливаются из нержавеющей стали или цветных металлов, устройство системы смачивания исключает образование ржавчины, засорение форсунок, что важно для бесперебойной работы оборудования. Управление рабочими органами и автономным двигателем привода спецоборудования производится водителем из кабины.

Рабочая скорость машин – от 2 до 8 км/ч, при этом эффективность уборки составляет 95% и выше. Такая производительность достигается в том числе и за счет работы вакуумной системы – разрежение на входе всасывающего рукава достигает 8000 Па, а скорость воздушного потока в пневмоприводе – до 50 м/с. Собранный всасывающим рукавом ∅360 мм мусор оказывается в мусоросборном кузове, рассчитанном на транспортировку более 8 т смета.

Две модели вакуумных подметально-уборочных машин КО-318 и КО-318Д предлагает завод коммунальной техники ОАО «Кургандормаш», отмечающий в этом году свое 75-летие. Машины базируются на шасси КамАЗ и создавались для уборки больших территорий – площадей, аэродромов, городских дорог. Бункер-мусоросборник рассчитан на транспортировку не менее 4,4 т (мод. КО-318) и 7,5 т (мод. КО-318Д) смета. При уровне первоначальной загрязненности дороги на уровне 1,2 кг/м2 эффективность уборки машинами «Кургандормаша» превышает 95%. А ширина уборки при работе центральной с капроновым ворсом щетки, а также выдвижной лотковой щетки с комбинированным ворсом, расположенной на боковом свесе, и передней агрессивной щетки при одновременном использовании двух всасывающих узлов – не менее 3,2 м.

Московская производственная компания «МОСКОММАШ» разработала совместно со специалистами немецкой компании Schmidt ряд моделей коммунальных уборочных машин с вакуумным принципом удаления мусора. В качестве базового шасси покупателям предлагается сделать выбор между отечественными шасси КамАЗ-53605 и КамАЗ-43253 и импортными Ford Cargo 3535D либо MB Axor 1833A.

Собранный фронтальной сегментной щеткой мусор направляется во всасывающую шахту шириной 2 м. Для удаления металла из мусора устанавливается фронтальная магнитная плита. Уборочные машины комплектуются бункерами для смета различной вместимости, от 7 до 9,5 м3. В конструкции предусмотрен бак для воды емкостью 2 м3, питающий систему смачивания.

Специалисты «МОСКОММАШа» предлагают также вакуумный подметально-уборочный прицеп с бункером для смета вместимостью 7 м3. Работая четырьмя лотковыми щетками, уборочное устройство тщательно очищает территории парковых зон, перронов, аэровокзалов. Для удобства в работе и повышения качества очистки на прицепе установлены три видеокамеры, передающие изображение различных участков обслуживаемой территории в кабину тягача.

Как видим, появившийся очередной раз шанс вытеснить поставщиков импортной коммунальной техники пока успешно используется нашими машиностроителями, им помогают и решения правительства, запрещающие закупать для государственных и муниципальных нужд спецтехнику для уборки улиц иностранного производства. Закрепить свое «наступление», представив рынку машины достойного качества и производительности, – задача первоочередная для наших машиностроителей.

www.gruzovikpress.ru

Машины и технологии для летнего содержания городских дорог и улиц

Уборка дорог – тоже наука

Н. Борисюк, канд. техн. наук, С. Дмитриев, ассистент кафедры МАДИ, фото авторов и фирм-производителей

Летнее содержание городских улиц и дорог, а говоря точнее, проведение мойки, уборки, поливки и аэрации является наряду с зимним содержанием и текущим ремонтом неотъемлемой частью работ по эксплуатации объектов дорожного хозяйства и обеспечивает оптимальное функционирование транспортно-дорожного комплекса и надлежащее санитарное состояние воздушного бассейна улиц.

Основная задача летней уборки заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на поверхности проезжей части, тротуаров, остановок общественного транспорта и элементов обустройства дорог и улиц, которые являются источником запыленности воздуха, замусоривания городских территорий, а также ухудшают эстетическое восприятие.

Кроме ухудшения экологии наличие слоя загрязнений на проезжей части также может влиять на безопасность дорожного движения путем ухудшения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием. При увлажнении этого слоя, например, при дожде, и превращении загрязнений в гелеобразные и пластичные образования значение коэффициента сцепления падает особенно резко.

С ростом площади городов, расширением улично-дорожной сети все более актуальным становится вопрос качественного ее содержания для уменьшения экологической нагрузки на среду.

Ежедневно в летний период в таком крупном мегаполисе, как Москва, выходят на улицы около 2000 поливомоечных и уборочных машин. Площадь объектов улично-дорожной сети Москвы составляет 87,9 млн. м2, в том числе 66,5 млн. м2 проезжей части, около 20 млн. м2 тротуаров, 1,4 млн. м2 обочин и 0,7 млн. м2 посадочных площадок на остановках общественного транспорта.

Согласно требованиям властей Москвы, в летний период проезжая часть, включая осевые и резервные полосы, должна быть очищена от всякого вида загрязнений, песка, мусора и не вызывать пыления. На проезжей части допускаются незначительные загрязнения песчаными частицами и различным мелким мусором, которые могут появляться в промежутках между проходами уборочных машин. Объем таких загрязнений на 1 м2 площади прилотковой зоны, которая определяется прямоугольником со сторонами 2,0x0,5 м, где меньшие стороны расположены параллельно, а большие – перпендикулярно линии бордюра, не должны превышать величины, указанные в таблице.

Нормы загрязнения лотковых зон Объем загрязнений по элементам улично-дорожной сети Единица измерения Классификация городских улиц и дорог по особенностям проведения летней и зимней уборки I II III IV V VI
Проезжая часть, лотки, осевые полосы г/м2 30 40 50 40 60 40
Тротуары, посадочные площадки г/м2 15 20 25 20 30 20

Можно говорить о том, что загрязнения городских улиц и дорог складываются из двух составляющих: скопления наносов на проезжей части, состоящих из более крупных частиц, и загрязнения воздушного бассейна мелкодисперсными частицами. Загрязнения, образующиеся в летний период на дорогах и удаляемые операциями летнего содержания, носят общее название «смет», причем опять же стоит разделить операции уборки проезжей части – мойку покрытия и очистку лотковых зон уборочными машинами – и технологические процессы создания микроклимата и поддержания надлежащего экологического состояния на территории города – аэрацию и поливку.

Технологии мойки улиц

Первые поливомоечные машины появились практически одновременно с первыми грузовиками. Из установленных цистерн вода в распределительные сопла подавалась самотеком. Кардинальное совершенствование их конструкции произошло в 1920-е гг., когда поливомоечные машины стали оборудовать пожарными насосами, которые были способны подавать водную струю под давлением. В 1940–50-х гг. стали выпускаться машины, в которых подача воды на покрытие производилась за счет создаваемого в цистернах избыточного давления. В состав рабочего оборудования, устанавливаемого на базовый автомобиль, входят цистерна, система трубопроводов, сменных поворотных насадков и сопел. Цистерна заполняется водой из водопровод­ной сети через заборную трубу. Вода проходит через насос и под давлением попадает к соплам. За счет изменения режима работы насоса и смены положения сопел производится поливка или мойка дорожных покрытий.

По величине давления, создаваемого насосной установкой, поливомоечные машины можно разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и высоким давлением воды (более 1,0 МПа). С 1930–40-х гг. XX века для мойки автомобильных дорог с твердым покрытием используются машины с щелевыми насадками, вода из которых подается на покрытие под давлением 0,6–0,7 МПа при расходе воды 1 л/м2.

По технологии процесс мойки такими машинами состоит в следующем:

  • отделение пыли и мусора от поверхности дороги плоскими веерообразными струями и смывание загрязнения в направлении лотковой зоны и бортового камня;
  • транспортировка пыли и мусора по лотку и далее в дождеприемный колодец во взвешенном состоянии.

Мойка проездов шириной до 12 м выполняется одной машиной: сначала промывается одна сторона, затем другая. Мойка улиц с шириной проезжей части более 12 м производится колонной поливомоечных машин. Первая машина начинает мойку от оси проезжей части, остальные идут уступом друг за другом с интервалом 10–20 м, с перекрытием зон мойки на 0,7–1,0 м. Завершается операция промывкой лотков, в которых оседают тяжелые частицы мусора. Мойка покрытий производится с 23 до 7 ч при наименьшей интенсивности уличного движения. В дневной период по мере необходимости проводится патрульная мойка, площадь которой может составлять до 100% площади всех обслуживаемых территорий.

Примерно с конца 90-х гг. на дорогах появились новые поливомоечные машины с высоконапорным оборудованием, оснащенные фронтальной гребенкой с форсунками (давление воды на выходе из форсунок 2–2,5 МПа) и уменьшенным до 0,45 л/м2 расходом воды. Но при этом на машинах монтируются также и моечные сопла для проведения поливки и аэрации.

Технология мойки машинами данного типа отличается в основном тем, что каждая машина моет только одну полосу движения, поэтому уменьшается ширина промываемой зоны. Это связано с главным недостатком фронтальной гребенки – ширина мойки совсем ненамного превышает габаритную ширину базовой машины, тогда как при использовании щелевых насадок ширина мойки в 1,5–2 раза больше ширины базовой машины и достигает 6–8 м.

При разработке высоконапорного рабочего оборудования преследовалась главная цель – уменьшение удельного расхода воды, что обеспечивает существенный рост производительности, так как непосредственно время мойки дорожных покрытий «старым» типом машин составляет 10–15% в общем времени рабочего цикла, остальное время затрачивается на пробег к месту заправки водой и обратно и заполнение цистерны. При использовании машин с высоконапорной системой время мойки увеличивается до 60–65%. И как вторичная цель здесь – увеличение давления пучка дисперсных струй, что также имеет свои плюсы. При использовании фронтальной гребенки с форсунками создается эффект «гидравлического плуга» – потока воды под высоким давлением, который способствует более качественному вымыванию загрязнений.

Это подтверждается результатами замеров, проведенных авторами статьи при содействии дорожно-эксплуатационных предприятий Москвы и Подмосковья. При этом определялся коэффициент эффективности при работе двух разных типов поливомоечных машин и при различной степени загрязненности покрытия по следующей формуле:

А/В=С,

где А – начальная удельная загрязненность дорожного покрытия до проведения мойки, г/м2; В – остаточная загрязненность после прохода поливомоечной машины, г/м2.

Было установлено, что значение коэффициента эффективности при мойке щелевыми насадками находится в пределах 0,5–0,7 в зависимости от степени загрязненности участка. При проходе машин с фронтальной гребенкой это значение значительно больше и составляет 0,85–0,95, что соответствует требуемому значению и даже превосходит его. Таким образом, использование машин с высоконапорной системой обеспечивает лучшее качество мойки.

Увлажнение и поливка

Большое значение при проведении работ имеют правильно выставленные поливомоечные насадки, так как при неправильном их положении весь процесс мойки оказывается неэффективным. До начала работы насадки машины разворачивают вниз на 12° к горизонтальной плоскости и несимметрично поворачивают вправо относительно продольной оси автомобиля: левый – на 67°, правый – на 43°. При мойке лотковой части угол насадков к горизонтальной плоскости оставляют неизменным, а относительно продольной оси их поворачивают: левый – на 23°, правый – на 0°. При проведении поливки насадки устанавливают вверх на 16° к горизонтальной плоскости относительно продольной оси автомобиля, они ставятся симметрично под углом 10°.

Для подготовки к работе машины с высоконапорной системой необходимо: опустить гребенку в рабочее положение, отрегулировав ее так, чтобы расстояние от форсунок до поверхности дороги составляло 20–40 см (меньшая высота – для более грязного покрытия); на гребенке отрегулировать (при необходимости) угол атаки струи воды. Управление осуществляется с пульта, находящегося в кабине. Здесь также имеет большое значение правильно установленное моечное оборудование. Фронтальную балку выставляют под углом 10–15° к поперечной оси машины, вниз ее направляют на угол 45° к горизонтальной плоскости. Рабочая скорость при использовании обоих типов оборудования должна составлять не более чем 20 км/ч. Все эти параметры были установлены опытным путем в течение длительного времени и являются оптимальными. При соблюдении этих простых рекомендаций наиболее рационально производятся мойка и поливка улиц, загрязнения удаляются с проезжей части, отработанная вода не загрязняет тротуары и газоны. В большинстве организаций, обслуживающих дороги, на насадки наносят специальные метки, чтобы водителям машин было проще правильно установить нужные углы мойки.

Поливка и увлажнение придорожной полосы снижают запыленность воздуха, повышают влажность и создают более комфортные условия движения пешеходов. Поливку производят в наиболее жаркое дневное время, когда температура воздуха выше 25 °С. Ширина зоны поливки составляет 16–18 м. Высота струи – до 1,2 м. Не допускается стока воды с покрытия в канализацию, поэтому расход воды при этой операции принимают равным 0,3–0,4 л/м2. Аэрация имеет те же цели, при таком же расходе воды, что и поливка, но при этом высота распределения воды достигает 5 м на улицах, где есть троллейбусные провода, и 8–10 м там, где их нет. Таким образом, данная операция направлена именно на поддержание комфортных условий городской атмосферы, регулировку микроклимата и улучшение экологии. При этом увеличивают количество машин, так как ширина зоны аэрации составляет 5–6 м. Кроме положительного влияния на экологию поливка и аэрация могут предотвратить пластические деформации асфальтобетона в жаркую погоду. Температура верхнего слоя асфальтобетона уменьшается за счет интенсивного нагрева и испарения слоя воды, тем самым повышая долговечность дорожных покрытий.

Подметально-уборочные машины

На городских улицах и дорогах наибольшее скопление смета наблюдается у бортового камня и зоны продольного стока воды вдоль него, которое объясняется сопротивлением, оказываемым стенкой бордюра воздушно-пылевому потоку, при падении скорости последнего происходит выпадение взвешенных частиц. Кроме того, повышенное количество загрязнений может наблюдаться вдоль разделительных полос и даже на линях разметки. Для уборки самых загрязненных зон проезжей части используются подметально-уборочные машины (ПУМ), которые сейчас заменяются на более современные – вакуумные.

ПУМ предназначены не только для удаления с дорожного покрытия пыли и мусора, но и сбора и транспортировки их к месту выгрузки. Сметенный с дороги мусор поступает в специальный контейнер, установленный внутри кузова этих машин. Для обеспыливания зоны подметания ПУМ оборудуются системой пылеподавления, чаще всего жидкостной.

ПУМ с механическим сбором мусора практически все выполнены по единой конструктивной схеме: на шасси грузового автомобиля смонтирован кузов с двумя лотковыми щетками и одной центральной щеткой, расположенной в заднем свесе рамы. Принцип действия ПУМ заключается в подметании за счет воздействия ворса щеток на дорожную поверхность. Лотковые щетки сметают мусор к центру машины, после чего задняя щетка подает его на нижнюю часть транспортера. Здесь мусор двумя шнеками сдвигается к наклонному скребковому транспортеру, который доставляет смет в накопительный бункер в передней части кузова. Далее происходит транспортировка смета до места утилизации и выгрузка.

Вакуумные ПУМ обеспечивают более высокое качество очистки. Лотковая щетка сметает мусор к центральной щетке – подборщику,

который подает его к всасывающей трубе. За счет разрежения, создаваемого вентилятором, увлажненный смет, проходя через шахту, попадает в герметичный накопительный бункер, где и оседает. Освободившийся воздух проходит через выводной канал и поступает в атмосферу.

В основном подметание направлено на удаление как можно большего количества смета с самых загрязненных участков, чтобы мусор, смываемый с потоками воды при мойке, не засорял водосток. ПУМ работают в дневное время с 7 до 21 ч, в среднем два раза в смену, также они могут производить очистку лотков перед проходом поливомоечных машин в ночное время. Ширина засоренных полос в большинстве случаев не превышает ширины захвата подметально-уборочной машины, поэтому работа этих машин колоннами является исключением.

Применение новых типов вакуумно-уборочных машин, как и в случае с работой высоконапорной мойки, повышает качество уборки. Было установлено, что при их использовании коэффициент эффективности составляет 0,7–0,8, тогда как при работе обычной ПУМ значение составило 0,4–0,6.

Несмотря на обновление парка уборочной техники, нельзя сразу отказываться от старых типов машин. Областью рационального применения, например, машин со щелевыми насадками является мойка улиц местного значения и дворовых территорий, проведение аэрации, поливки, а также использование в дорожном строительстве, как при устройстве конструктивных слоев, так и для содержания строительной площадки. При наличии больших объемов загрязнений в лотковой зоне, особенно в весенний период, перед использованием вакуумных машин целесообразно делать предварительную очистку обычными ПУМ.

Поливомоечные машины со щелевыми насадками сегодня выпускают многие предприятия, поскольку эта простая техника пользуется стабильным спросом. Основные среди них: заводы коммунального машиностроения – Арзамасский, Мценский, Киевский (Украина) и Осиповичский (Белоруссия), смоленские производители коммунальной техники – СААЗ и КДМ, подмосковный «Росдормаш», новосибирский «Дормаш», дальневосточный «Амурдормаш», кременчугский «Кредмаш» (Украина), Ряжский авторемонтный завод (РАРЗ) и Фанипольский опытно-механический завод (Белоруссия). Что же касается поливомоечного оборудования форсуночного типа, то такой тип машин выпускается: МВП «Экомтех»/ РАРЗ, ОАО «Мотовилихинские заводы», смоленской компанией КДМ, Кемеровским опытным ремонтно-механическим заводом, компанией «Мосдормаш» и рядом других производителей. Некоторые из вышеперечисленных предприятий выпускают также и уборочные машины.

Кроме машин отечественного производства при уборке улиц активно используется продукция фирм Boschung (Швейцария) Bucher (Швейцария–Германия), Johnston (Великобритания). Причем иностранные производители выпускают как уборочные машины, так и оборудование, которое устанавливается на шасси отечественных автомобилей.

Активно участвует в модернизации и внедрении инновационных технологий, применяемых для содержания дорог в зимний и летний периоды, группа компаний ISP GROUP, которая предлагает широкий спектр современной техники для уборки как малых городов, так и мегаполисов.

ISP GROUP использует комплексный подход к потребностям каждого клиента и всегда предлагает оптимальный вариант в соотношении цена–качество.

Особый акцент ISP GROUP делает на европейское оборудование премиум-класса с возможностью его дальнейшей установки на шасси как российского, так и зарубежного производства. Например, это подметальная техника компании SCARAB SWEEPERS (Великобритания), входящей в FAYAT GROUP, которая производит подметально-уборочное оборудование, по праву заслужившее статус лучшего в мире. ISP GROUP предлагает вакуумные подметально-уборочные машины МКУ-7802 с оборудованием SCARAB как для магистралей и аэродромов (с бункером объемом до 9 м3 и шириной уборки до 4 м – Scarab M6, Merlin, Mistral, Magnum), так и для небольших территорий на самоходном шасси (с бункером объемом до 2 м3 и шириной уборки до 2,5 м –SCARAB MINOR).

ISP GROUP является эксклюзивным дистрибьютером еще одной компании, входящей в FAYAT GROUP, – RAVO (Нидерланды). Компания RAVO – это также европейский лидер по производству вакуумных подметально-уборочных машин для зимнего и летнего содержания, не имеющих аналогов в мире и сочетающих в себе преимущества компактных и магистральных машин. RAVO выпускает уникальную модель, работающую на газе. Данная технология очень востребована в Европе и постепенно овладевает и российским рынком. Машины RAVO изготавливаются в нескольких комплектациях, что позволяет клиенту выбрать необходимую. Объем бункера машин составляет до 5,5 м3, ширина уборки – до 2,3 м.

ISP GROUP предлагает широкий спектр всесезонных многофункциональных машин нового поколения AUSA (Испания), City Ranger (Германия), Vitra (Дания) с объемом бункера от 1 до 5 м3 и шириной подметания до 4 м. Эти машины разработаны для круглогодичного содержания дорог и площадей и имеют широчайший набор навесного оборудования для эффективного выполнения различных работ. Базовое шасси без дополнительной доработки может быть укомплектовано фронтальной снегоуборочной щеткой, снегоуборочным отвалом, распределителем сыпучих и/ или жидких реагентов, поливомоечным оборудованием, специальным навесным оборудованием для ухода за газонами и др.

Ни для кого не секрет, что послепродажная клиентская поддержка играет очень важную роль во взаимоотношениях клиента и поставщика. Именно поэтому ISP GROUP уделяет огромное внимание клиентской службе и ставит перед собой первостепенную задачу обеспечить высокий уровень сервиса и послепродажного обслуживания техники с момента первого звонка клиента в компанию и в течение всего периода дальнейшего сотрудничества.

ISP GROUP предлагает высокопрофессиональный и оперативный сервис по всей территории России в гарантийный и постгарантийный периоды как в условиях собственной сервисной базы, так и на предприятии клиента. Все специалисты компании проходят обучение на заводах-изготовителях, имеют высокую квалификацию и большой опыт работы в отрасли.

Линейка оборудования VIAJET от немецкой фирмы FAUN включает в себя ряд вакуумных подметально-уборочных машин с бункерами вместимостью от 4 до 12 м3, предназначенных для механизированной уборки улиц, автострад, и т. д. с увлажнением подметаемой поверхности и пылеподавлением, вакуумной транспортировкой смета в бункер и его механизированной разгрузки, а также мод. FAUN TERRAJET PERFORMANCE с бункерами 7 и 9 м3 для уборки в аэропортах, установку FAUN ECOSWEEP для мусоровозов и автомобилей с кузовом и гидравликой, подметающую любой мусор механическим способом, и дополнительное оборудование FAUN VIAJET AQUATHERM для очистки с горячей водой и химикатами, которое можно устанавливать на мод. FAUN VIAJET 6 и 7.

Остановимся подробнее на мод. FAUN VIAJET 6 и FAUN VIAJET 7 (бункеры 6 и 7 м3 соответственно). Конструкция выполнена по модульному принципу. Машины удобны для любого применения, например, зимой можно снять пылесос и поставить солеразбрасыватель вместе со снежным отвалом и межосевой щеткой.

В системе рециркуляции воздуха FAUN бо’льшая часть воздуха, примерно 30–70% (выставляется вручную) из бункера с мусором выводится вытяжным вентилятором через гибкий шланг к всасывающей шахте, тем самым усиливая эффект поднятия мусора. Оставшаяся часть воздуха выводится в шумопоглащающее отделение вентилятора. Благодаря усилению действия пылесоса повышается качество уборки, в атмосферу попадает относительно небольшое количество тонкой пыли из бункера, при рециркуляции воздух нагревается и при соблюдении некоторых дополнительных условий подметально-уборочная машина может использоваться при внешних температурах ниже 0 °С.

Система подачи воды позволяет машинам успешно справляться с загрязненными участками большой протяженности. В состав оборудования входят: автономный двигатель для привода рабочих органов, бак для воды объемом до 2000 л, правая и левая лотковые щетки, цилиндрическая щетка. Привод рабочих органов гидравлический. Управление рабочими органами оборудования осуществляется из кабины водителя.

Оптимизация летнего содержания дорог

Следует отметить, что на сегодняшний день под проведение операций летнего содержания не подведена научная база, объем и технология работ не зависят ни от экологических параметров обслуживаемой территории, ни от оценки накопления загрязнений на проезжей части (разве что только визуально). Несмотря на постоянные обновления требований к качеству проведения работ, в нормативных документах до сих пор не учтены экологические составляющие вопроса. Более того, по вопросам снижения запыленности воздуха при проведении технологических операций не существует официально подтвержденных данных.

Руководством Москвы делаются попытки реализовать инновационный подход к регулированию экологической ситуации. Ряду профильных организаций в рамках Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1179-ПП были поставлены задачи по разработке мер, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха взвешенными частицами по различным направлениям, среди которых рассмотрены и вопросы летнего содержания городских дорог. Но, к сожалению, так и не были до конца решены задачи совершенствования технологии уборки дорог, состава уборочной техники и периодичности уборки, обеспечивающие снижение содержания пыли в воздухе.

Для оптимизации работ по летнему содержанию дорог с целью улучшения санитарной ситуации необходима скоординированная совместная работа экологических и дорожно-эксплуатационных предприятий по мониторингу состояния воздушной среды и измерению запыленности воздуха до и после проведения различных операций по уборке. После статистической обработки результатов мониторинга, поняв, насколько проводимые работы влияют на запыленность воздуха, можно выбирать оптимальную технологию. Но пока такая работа не организована.

Несмотря на то, что объемы механизированной мойки и уборки городских дорог только растут, до сих пор доработка теоретического обоснования данных процессов является актуальной проблемой, решение которой должно положительно повлиять на городскую среду в целом. Следует уделить пристальное внимание не только повышению производительности дорожных машин и уменьшению стоимости их работы, но и исследовать влияние мойки и уборки дорог на экологическую ситуацию, чем долгое время попросту пренебрегали.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» на сегодняшний день является одним из основных поставщиков вакуумных подметально-уборочных машин на российском рынке. Предлагается продукция фирмы Johnston Sweepers с бункером вместимостью от 1 до 8 м3.

Для содержания дорог используются так называемые «магистральные» машины с бункером для смета вместимостью от 5,0 до 6,5 м3.

Вакуумно-уборочное оборудование фирмы Johnston является одним из лучших на рынке. В конструкции его применяется ряд уникальных разработок фирмы в системах безопасности и подметания. Бункер для смета выполнен полностью из нержавеющей стали. По заказу предлагается бункер из специальной стали, устойчивой к солям (хлоридам), такую машину можно использовать для подметания при температурах до –20 °С, когда пылеподавление выполняется незамерзающими солевыми растворами. Имеется высококачественная система фильтрации всасываемого в бункер воздуха, сила всасывания (разрежение) в насадках выше, чем у подобных машин других производителей.

Машина оснащается шиной CAN, в кабине имеется пульт с цветным информационным дисплеем электронной системы управления, которая контролирует и архивирует основные показатели работы машины.

В подметальных узлах есть устройства, предохраняющие от ударов в случае наездов на препятствия. Машины обладают отличной ремонтопригодностью.

Спецоборудование может быть установлено практически на любое подходящее по грузоподъемности шасси по выбору заказчика. На практике в основном используются шасси, произведенные в России, отечественных и зарубежных марок. Конструкторское бюро «Коминвест-АКМТ» в кратчайшие сроки адаптирует любое шасси под установку оборудования Johnston. Производственная база – завод в г. Тосно, а также в Москве.

Существенным преимуществом техники Johnston является широко развитая сервисная сеть компании «Коминвест-АКМТ», сервисные центры есть в каждом федеральном округе, все сервисные инженеры проходят обучение на заводе-производителе. Хорошо организовано снабжение запчастями и расходными материалами: есть большой склад, любую запчасть клиент может получить максимум в течение месяца.

os1.ru


Смотрите также