Стерео акустические системы


Аудиосистемы для дома: советы по выбору Hi-Fi и High End стереосистем

Стереосистемы - то есть, системы, собранные на базе пары громкоговорителей, предназначены в первую очередь для прослушивания музыки, а не для просмотра фильмов (любителям кино стоит задуматься о системах домашнего кинотеатра с окружающим звучанием).

При выборе стереосистемы следует определиться с источником сигнала: возможно, это будет сетевой или медиаплеер, CD проигрыватель, радиотюнер, виниловый проигрыватель - или даже все эти компоненты сразу. Здесь вы должны исходить исключительно из собственных предпочтений. Например, если у вас есть большая коллекция компакт дисков, без CD плеера не обойтись.

Не забудьте, что проигрыватель винила потребует приобретения фонокорректора - предварительного усилителя, повышающего уровень сигнала с иглы звукоснимателя, а также корректирующего частотную характеристику. Ряд виниловых проигрывателей оборудованы встроенным фонокорректором, но практика показывает, что отдельное устройство обеспечит вам более высокое качество звучания.

Следующее звено системы - стереоусилитель. К нему вы подключите все источники звука, и именно от него сигнал пойдёт на акустические системы. Их следует выбирать, опираясь на особенности помещения и, конечно же, ваш собственный вкус. Ведь даже кажущиеся одинаковыми на вид акустические системы звучат по-разному. Для небольших комнат обычно хорошо подходит полочная акустика, для гостиных или залов - напольная.

Дополнив свою систему сабвуфером, вы добьётесь сочных и выраженных низких частот, что немаловажно при воспроизведении музыкального материала. Приобретение сабвуфера рекомендуется, если вы собираете стереосистему на базе полочной акустики.

www.audiomania.ru

Выбор акустики и усилителя для стерео · Cinemascop

Выбор акустики для стерео.

Вводная информация. Акустика излучает звук по физическим законам. Строится акустика должна по физическим законам.

Азы физики -это во первых — большой корпус. Во вторых — большие динамики, а это широкий корпус. Все новомодные «узкие» колонки есть дизайнерские попытки «втиснуть» законы физики в дизайн в ущерб качеству. Чтобы передать объемную сцену, акустика сама должна обладать объемом корпуса, отсюда вывод — чем больше корпус акустики, тем более натуральное звучание она может дать. Маленький компактный корпус = плоский звук.

Мензурки и столбики в принципе ЗВУЧАТЬ хорошо не могут. Вам дизайн или звук? Что важнее? И выбирать из многообразия тонких колонок звучащую модель это равносильно попытке искать живого в морге… Всякие обсуждения и форумы тут не имеют никакого смысла. Приходите в наш салон — продемонстрируем вживую и наглядно. Наибольшие искажения в тракт вносит именно акустика, стало быть к ее выбору надо подходить наиболее ответственно и экономия тут совсем неуместна. Именно от правильного  выбора акустики в первую очередь зависит результат. В нашем салоне есть что Вам предложить, и по очень привлекательной цене.

Для начала о нескольких общих заблуждениях.

  1. Чем акустика дороже, тем она лучше.

Верно, но отчасти, до определенной цены качество растет, но далее это соотношение меняется в пользу роста только стоимости. Причина — эксклюзивная качественная отделка, примененные редкие и дорогие технологии (зачастую только с рекламной целью), небольшой объем производства.  Раскрученность и узнаваемость бренда…

Акустика за миллионы может звучать также, как и стоимостью 150-300 тыс. Разве что будет в разы мощнее, да и то не всегда. И одна тонкость — дорогая акустика почти всегда больших габаритов и поэтому лучше рисует сцену и дает больший «объем». Звучит приятнее…Опять — дело только в физике,а не в цене..

2. От усилителя зависит сильно качество звучания.

Опять не все так просто. Дело не в усилителе, как таковом, а в его согласовании с импедансом акустики, и тем, как он ее демпфирует. Важно и соответствие по мощности. Акустика должна быть как минимум равна усилителю по этому параметру. Но тут есть один нюанс. Сейчас не существует единого стандарта измерения мощности, и посему нечистые на руку производители указывают ее без указания методики измерений. И обычно приводят в описании пиковую на частоте 1000 Герц. Без учета искажений. Так можно и в попугаях измерить..Отсюда и сотни Ватт для маленьких колонок. Подайте на них честную мощность, а не липовую, и их порвет.

Наибольший ток протекает в цепи сигнала именно на низких частотах. Поэтому честный производитель указывает мощность в диапазоне частот. Что и было раньше принято в СССР. А с принятием немецкого стандарта DIN 4500 стали вместо номинальной, при нормируемых искажениях, указывать максимальную (музыкальную) без учета их. Пример -Рижские колонки 35-АС стали именоваться S-90. Поменялся ГОСТ, не мощность… А сейчас повсеместно просто указывают допустимую мощность усилителя, что в общем правильно, но не отражает реальности.

С усилителями несколько иначе. Чтоб узнать истинную мощность, нужно просто его потребляемую (этот параметр указывают честно) разделить пополам, если усилитель двухканальный, и еще пополам, если это усилитель класса АВ — это КПД усилителя. Вот Вам максимальная честная мощность. От приведенной в описании она может отличаться и в десять раз.

Обращайте внимание на вес усилителя — легкий по определению мощным быть не может. Кроме D класса. Тяжелый усилитель это мощный блок питания и значит есть запас по току.

Усилитель обязательно должен греться, это абсолютно нормально, в рабочем режиме до 30-40 градусов. Это обусловлено током  покоя выходного каскада усилителя мощности класса АВ. Однотактные класса А нагреваются  и до 55 градусов из-за большого тока покоя.

Исключение из правила  усилители класса D, это не цифровые усилители, как некоторые думают, а аналоговые, но с использованием широтно-импульсной модуляции. Их отличает почти 100% КПД, малый вес. Вот качество звука только…На заре своего появления , в 60-х годах, эти усилители использовали в мегафонах, где важна экономичность и мощность в ущерб качеству. Они практически не нагреваются и обладают завидной мощностью. Сейчас повсеместно используются в сабвуферах. И в массовой технике начального уровня. Опять же из-за фактора экономичности…

Разница в звучании разных усилителей с одной парой акустики объясняется не звуком «усилителя» а тем, что каждый усилитель по разному демпфирует акустику и обладает разным выходным сопротивлением, и соответственно по разному согласуется с конкретной акустикой. Тут ничего не поделать — усилитель нужно просто подбирать на слух. И подбирается именно усилитель к конкретной модели акустики и ни в коем случае не наоборот. Но этот нюанс для самых придирчивых. Достаточно соответствия по мощности и импедансу.

И нам искренне жаль тех любителей музыки, которые промахнувшись с выбором акустики пытаются подбором усилителя получить «звук» …

Отдельно следует упомянуть про однотактные усилители. Они действительно обладают большей прозрачностью и натуральностью передачи звука. И особенно применимы на джазе, камерном материале, вокале, так как обладают невысокой мощностью и требуют чувствительной акустики. И дело тут в отсутствии перехода через ноль. Ток через усилительный элемент однотактного усилителя течет постоянно. В двухтактном — поочередно, пол периода один элемент, пол периода другой. Вот этот переход и дает некоторую жесткость и резкость, впрочем, это замечают не все. Поэтому выбор усилителя вполне допустимо провести по его внешним данным.

Однако подбор усилителя может потребоваться под конкретную пару акустики только в стерео. Для домашнего кинотеатра, где 80% информации человек получает зрительно и только 20% слухом, это совершенно не важно. Только одно правило необходимо соблюсти — правильно подобрать A|V ресивер по мощности. Все. Результат будет великолепным в 100% случаев.

Подбор «правильных проводов» вообще за гранью реальности и есть самое обыкновенное шарлатанство, не имеющее ничего общего ни с физикой ни с радиотехникой. Ну разве только кому деньги девать некуда.

Провода берутся обыкновенные медные многожильные, сечение  на фронт 2.5 — 4 квадрата, на тылы 1.5 — 2 квадрата. Для стерео до 6 квадратов. Больше не имеет смысла. Применение серебра ничего не дает, кроме удорожания. Серебрение в радиотехнике применяется на частотах в мегагерцы и выше, а для звукового диапазона это совершенно лишнее. Можно добавить для неверующих — повсеместное применение золочения разъемов имеет место чисто для красоты, оно не тускнеет как серебро, хоть у серебра проводимость больше золота…Все промышленные приборы имеют посеребряные разъемы. Поголовно. Посмотрите на любом промышленном приборе…

3. Для небольшой комнаты нужна полочная акустика, а не напольная.

Полочная акустика всегда будет меньшей мощности аналогичной напольной, и соответственно способна раскачать меньший объем помещения. Звучать конечно она будет и неплохо, но глубины, драйва, объема звуковой сцены от полочников получить нельзя. Полочники — это мониторы ближнего поля, и всегда компромисс. И это объясняется чисто физическими законами. Акустика должна быть большого объема и, чем больше, тем натуральнее и естественнее она будет звучать. Ну и мощностью могут похвастаться только большие колонки. Маленьких и мощных не бывает. Другое дело, что крупная акустика всегда дорогая, ведь дешево хороший и большой корпус не сделать.

Говоря о выборе, можно дать отправную точку — хорошая акустика для стандартной 20 метровой комнаты начинается с размера басового динамика 8 дюймов. 10 лучше. Ну и вес колонки тоже имеет решающий фактор. Безынерционный корпус, а это главная и самая дорогая часть акустики, легким быть не может.

Есть и исключение. Возможно применение пары полочников и в просторной комнате, но с поддержкой сабвуфера. Единственный момент, который необходимо учесть — сложность настройки трифоника.

4. Провода могут радикально улучшить звук.

Самый распространенный миф. Нельзя улучшить звук. Задача проводов только передать сигнал и все. И выбирать их нужно чисто по практическим соображениям. Всякий бред  на «форумах» — вне обсуждения и за гранью реальности…

Для акустических — сечение 2-4 квадрата при большом числе жил. Медь, луженая, посеребренная, это значения не имеет, вопреки заблуждениям. Важно омическое сопротивление провода в целом. Дело в том, что при сопротивлении акустики 4-8 ом и низком выходном сопротивлении усилителя, иногда отрицательном и доли ома влияют на передачу баса. А если быть точнее — оказывают самое прямое влияние на демпфирование акустики усилителем.

Для межблочных — это распределенная емкость. Чем меньше, тем лучше. Направленность провода — еще один миф, прочно сидящий в головах незнакомых с физикой вообще.

Некоторое влияние на звук объяснимо тем, что у всей техники выходное сопротивление 47 кОм, и при таком сопротивлении даже небольшая емкость работает как частотный фильтр — но при больших длинах. На длине 1-2 метра влияния практически нет. У некоторых межблочных проводов экранировка землится только с одного конца, поэтому при изменении направления образуется земляная петля, изменяющая характер звучания. Важно — соединение экрана с землей должно быть у источника, а не наоборот, иначе Вы соберете все помехи и наводки.

К сведению: на студиях звукозаписи выходное/входное сопротивление компонентов 600 Ом, и длины линий десятки и сотни метров. И провода самые обыкновенные. И на качество студийных фонограмм пенять  не приходится. Вывод делайте сами…

5. Нужно подбирать к акустике с усилителем и источник.

Еще одна величайшая глупость вроде анекдота про ластик для первого класса. Источник должен быть просто качественным и соответствовать уровню всего остального. Для сильно сомневающихся приведу  такой факт: По Госту СССР в аппаратуре высшего класса допускалось, и неспроста, применение магнитофонных или электро-проигрывающих устройств классом ниже, а то и двумя классами. Гораздо важнее источника качество самой фонограммы. Делайте умные выводы…..

6. Плоская настенная акустика.

Желание иметь акустику плоскую как и плоский телевизор понятно, но…Физику никто не отменял, и как бы Вам ни хотелось компактной акустики — габаритная всегда переиграет малогабаритную на слух. Это закон. Попытки сделать маленькие колонки со звуком больших ведутся постоянно  — но тщетно. Некоторые успехи есть, но поддержка сабвуфера им все равно необходима. И главное — акустика должна отстоять от стены — тогда она рисует сцену и дает виртуальный «объем» . Плоская настенная акустика даже при поддержке сабвуфера этого дать не сможет. И годится только для подзвучки, на тылы, создания фонового звука. Не более. Качественная акустика  всегда будет иметь большие габариты и вес. Это закон и тут ничего не поделать.

Акустика встраиваемая в стену применяется в кинотеатрах, и при формате звука 5.1 дает объемный эффект. К стерео это отношения не имеет. Там другие принципы и метод получения объемного эффекта.

7. В любой комнате дорогая «крутая» техника даст хороший звук.  Абсолютная ЛОЖЬ! В акустически необработанном, неподготовленном помещении, даже самая дорогая и высококачественная техника может звучать не лучше заурядного бум-бокса. Все Ваши деньги окажутся потраченными напрасно. Качественного звука Вы не услышите! Собственные резонансы помещения исказят звук до неузнаваемости. Собирая систему для музыки или кино с акустической подготовки помещения надо начинать! И экономия тут стоит намного дороже, чем Вам кажется — Вы просто не получите желаемого.

8. У проводов есть полярность. Нет.

И быть ее не может по определению. Обе жилы двойного акустического кабеля абсолютно одинаковые по всем параметрам. Дело в том, как Вы его подключите к усилителю и акустике. Все. Учите физику, господа двоечники….

Заключение.

Если отбросить в сторону всякую мистику и суеверия, можно рекомендовать:

Акустику выбираем исходя, в первую очередь, из соответствия помещению — по ее мощности. А габариты — смотрите сами, что Вам важнее дизайн или звучание. Требования противоположные…Физика.

Усилитель выбирается по мощности равным или чуть менее, чем акустика. Запас мощности усилителя дело хорошее, но всегда есть опасность неосторожным поворотом ручки громкости «спалить» динамики.

Какой усилитель: транзисторный, ламповый — значения практически не имеет. Можно встретить удачный  транзисторный и плохой ламповый и наоборот. Дело не в том на чем выполнено усиление, а как оно реализовано.

Источник — читайте выше.

С точки зрения нашего опыта наиболее результативное решение — это гибридные усилители. С предварительным усилением на лампе и оконечным на транзисторах. Эта технология сочетает в себе плюсы обеих.

После стоит определиться с бюджетом, который Вы готовы потратить на систему. Существует определенный нижний предел, с которого начинается приличная техника, годящаяся не только для пьяной вечеринки, но и чтобы получать от музыки удовольствие.

И самое главное — акустику перед покупкой, особенно для джазовой, камерной музыки, классики, необходимо обязательно прослушивать, и в составе системы, которую Вы собираетесь купить. В нашем салоне для этого есть все условия. Записывайтесь на прослушивание, будем рады помочь с выбором.

Самый каверзный вопрос — о стоимости. Чудес не бывает, дешево сделать хорошую и мощную акустику невозможно. Для стандартной комнаты, 20-25 кв.метров можно считать отправной точкой 45-60 тыс.руб. за напольную пару. И это нижний предел.

Не стоит забывать и о правильной расстановке акустики для прослушивания стерео. На нашем сайте есть отдельная статья на эту тему.

Непростая тема — это акустика помещения, где устанавливается стерео система. Влияние этого фактора многие недооценивают, а напрасно. Гораздо полезнее сделать несколько бас-ловушек и установить на стены поглощающие панели, чем бесконечно менять компоненты и провода. Эффект от акустической коррекции помещения на порядок больше.

Собирая стерео систему с акустики комнаты надо начинать.

cinemascop.ru

Стерео система: как правильно расставить акустику? · Cinemascop

Внимание!

Прежде чем думать о правильной расстановке акустики, убедитесь в ее качестве.

О расстановке подобия акустики — в форме мыльницы, из  дешевых коробочных наборов типа Sony. LG . Samsung  и им подобных — читайте прилагаемую инструкцию. никаких хитростей тут нет и быть не может. Это игрушечная техника, и добавить тут нечего…

Напротив, настоящая,  хорошая акустика должна обладать:

Большим корпусом, иначе объем сцены она не передаст. И глубину тоже.

Крупным басовым динамиком — 10 дюймов или два по 8 минимум.

Прочным не звонким корпусом и большим общим весом, 25 кг и более.

Желательна возможность подстройки НЧ и ВЧ звена ( как у Dynavoice Definition DF-8) — для подстройки под помещение

Запасом мощности, иначе на пиках она перегрузится и может выйти из строя

В нашем салоне мы не будем навязывать Вам акустику только потому, что ее надо продать или она везде рекламируется, что еще не есть показатель ее качества. Мы предложим Вам самое лучшее с точки зрения соотношения цена — качество. И нашего опыта. Зачем переплачивать только за шильдик? Вам нужна хорошая акустика — нам есть что предложить, слушайте, выбирайте сами, мы только подскажем. К тому же у нас — всегда лучшие цены на все товары. И разумная скидка есть всегда при покупке комплекта.

Вводная информация…

В голой бетонной комнате без акустической обработки хорошего звука добиться НЕВОЗМОЖНО никакой правильной расстановкой!

Образно говоря, в  бочке бесполезно пытаться искать правильное расположение, если не устранены вредные пере-отражения.

Комнатные резонансы никуда не исчезнут и будут портить вам жизнь, пока Вы их не устраните классическими методами. И чем меньше комната, тем это сложнее. В помещении менее 20 метров и с потолками ниже 2.7 получение хорошего звука весьма проблематично. Без надлежащей акустической обработки.

Второе. Акустика должна быть качественная, выполненная по законам физики а не дизайна. Тонкие мензурки и столбики годятся только для домашнего кинотеатра и для стерео в большинстве непригодны. Тут как в басне «Квартет». А Вы друзъя как не садитесь, все в музыканты не годитесь..

Настенное расположение акустики для стерео тоже недопустимо , а годится только для кинозалов, где принципы формирования звуковой сцены совершенно иные,  акустика в стерео обязательно должна отстоять от стены  для полноценного воссоздания и передачи  виртуального»объема».

История и суть…

Стерео-формат разработан в далекие 50-е годы прошлого века с целью получить, всего с помощью двух каналов, объемное звучание. Для получения качественного стерео-эффекта, и соответственно виртуальной «звуковой сцены» акустические системы в комнате нужно установить  так, чтобы область прослушивания находилась в вершине равностороннего треугольника. Точка самого лучшего эффекта располагается в зоне от 0.5 до 1.4 расстояния между акустикой (см. схему ниже).

В отличие от современных многоканальных систем, формат «стерео» для получения пространственного эффекта  требует соблюдения строгой симметрии установки АС в помещении, а построение «звуковой сцены» и особенно ее глубина и размер зависит целиком и полностью от акустической обработки фронтальной и боковых стен комнаты прослушивания, тут важно добиться оптимального соотношения отражение/поглощение, применяя различные акустические материалы и корректируя положение АС относительно фронтальной стены (ближе-дальше). И именно с акустики самой комнаты надо начинать.

Следует иметь ввиду, что в акустически неподготовленном помещении  получить качественный звук  невозможно. Независимо от стоимости техники.

Тонкости…

Углубить и расширить звуковую сцену можно, применив дополнительные небольшие АС, направленные на фронтальную стену и установленные на фронтальных АС. Включение их производится противофазно. За счет отражения от стены создается эффект «глубины» сцены, правда за счет некоторого ее «размывания». Этот принцип используют в топовых моделях некоторые производители.

В любом случае важно добиться подавления ранних  отражений, именно они больше всего искажают звуковую картину.(драпировка боковых стен и коврик перед акустикой — как минимум..)

Задняя стена должна   давать максимальное рассеяние звука. Получить  эффект»большого зала» в маленькой комнате можно исключительно с помощью акустической обработки, применяя диффузоры    Шредера и им подобные рассеиватели звуковой энергии. Другого способа не существует. И никакие ухищрения тут не помогут.

Очень важно то, как производилась запись, и какая информация заложена в ней. Качество фонограммы для получения объемной сцены играет большую, если не решающую роль.

Расстояние между колонками в стерео может быть любым, при условии правильного расположения точки прослушивания, это целиком определяется размером помещения.(чем шире стерео-база — тем дальше нужно сидеть…)

Для лучшего звучания на ВЧ, колонки следует немного развернуть в сторону центра. Особенно касается АС с ленточными твитерами.

Наилучшее расположение в конкретной комнате  индивидуально и зависит, как от акустических свойств конкретного помещения, так и от его заполненности мебелью. Конкретных рекомендаций давать сложно, все находится экспериментальным путем.

Еще на заре развития аудио, в далеких 50-х годах, в популярной статье журнала «Радио» о качественном воспроизведении указывалось :

Следует помнить, что система, хорошо звучащая в одном помещении может хуже или совсем плохо звучать в другом….

И еще оттуда — Стоит помнить, что зачастую зарубежные компании намеренно усложняют аудио-технику исключительно из рекламных соображений…Тут добавить нечего.

Резюме…

На схеме, разработанной Институтом радиовещательного приема и акустики имени А. С. Попова  ИРПА

СССР еще в 70-е годы прошлого века, показано правильное расположение акустики и зоны стерео-эффекта. Зона 1 соответствует наилучшему эффекту, зона 2 — удовлетворительному. В точке «М» наблюдается наилучшая прорисовка сцены и музыкальных образов.

Если расставить  акустику шире, чем на схеме, Вы  не получите виртуальную сцену — стерео-эффекта не будет. А будет просто звук из каждой колонки с провалом между ними.

Следует заметить, показанная диаграмма не учитывает как формы помещения, так и расположения акустики в нем, и, в случае наличия с одной из сторон,например — проема, окна или стены — звуковая сцена смещается в сторону и это надо учитывать при расстановке

По всем вопросам пишите  на нашу почту…

cinemascop.ru

​Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.

PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.

При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай - стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...

Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

stereo.ru


Смотрите также